Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе…………………………………………….. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка……………………………………………………………….. Способы коррекции детских страхов……………………. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………… Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.
Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции Проблема фобий в современной психолого-педагогической литературе Психологи века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [7, с. Захаров считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [17, с. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: В лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства.
Психоаналитический подход к филогенетическому и онтогенетическому Такой подход к обсуждению проблемы страха потребовал прояснения.
Проблема страха в работах философов прошлого……………………………5 3. Страх в психологической структуре человека………………………………. Страх в массовом сознании……….. Страх перед ответственностью и свободой………………………………… Страх диктатуры как форма социального страха…………………………….. Социальный страх в России……………………………………………………. От внезапно нахлынувшего, парализующего волю чувства до продолжительного ощущения беспокойства и тревоги, сопровождающегося бессонными ночами, стремлением во что бы то ни стало забыться, прогнать прочь неприятные впечатления… Тема социального страха отнюдь не нова в историко-философском отношении.
Выяснилось, что и политики, и учёные обществоведы не смогли не только предвосхитить, но и объяснить уже сложившиеся тенденции возникновения и развития социального страха. А вместе с тем, повсеместно возникающий и резко усиливающийся в переломные моменты развития общества социальный страх тиражируется, видоизменяется и, никуда не исчезая, загоняется вольно или невольно в сферу подсознательного, заставляя человека закрываться от устрашающего мира инструкциями, глухими заборами, молчаливостью и равнодушием, уходом в себя или в религиозные иллюзии.
Экономический, политический, идеологический, экологический, космический, инфекционный и т. Разумеется, у каждого человека конкретные причины испытывать страх могут быть бесконечно разнообразны. Но все их можно свести к немногим типам, характерным для конкретного общества. В каждом конкретном обществе страхи могут многое сказать и о самом обществе.
Так, в большинстве исследованных этнографами реликтовых, доклассовых обществ люди больше всего боятся потусторонних сил:
Иркутск Таинственность и неизбежность смерти всегда была некой загадкой для человека. Отношение общества к смерти на всём протяжении его развития имело неоднозначный характер и претерпело ряд трансформаций. От признания полного её отсутствия в цикле жизни человека как факта конечности бытия в языческих культурах, до понимания смерти как неизбежности существования в современном европейском обществе. Как научная проблема страх смерти и отношение к ней носит междисциплинарный характер и является предметом изучения философии, истории, психологии и танатологии.
В этой статье мы предпримем попытку представить обзор психологической литературы по этой проблеме. Анализ научной литературы показал, что проблема страха смерти в психологии все еще остаётся мало изученной и в основном представлена в рамках психоаналитического и экзистенциального направлений.
Важно: работа со страхом бывает уместной, а бывает и нет. работать со страхом, как не нужно работать с проблемой умывания: что тут работать, пошел и умылся! . У мужчин и женщин разные подходы к страхами у детей.
Введение В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу дошкольников с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р. Левиной , Л. Волковой , Т. Филичевой , Г. Чиркиной , Е. Мастюковой и др. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание коррекционного обучения и воспитания.
В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности мышления, восприятия, памяти, речи особенности психического развития дошкольников с недостатками речевого развития Е. Мастюкова , Г. Чиркина и др. Лубовский , , Анализ литературных источников последних лет показывает, что специальных психологических исследований , посвященных трудностям эмоционального развития детей с речевыми нарушениями, в отечественной литературе крайне недостаточно.
Но при этом я не могу оторвать глаз! Это только у меня так? Может, опять же, я что делаю не так? Не вдаваясь в физиологические подробности, отмечу, что существуют разные категории людей, отличающиеся друг от друга различным характером формирования чувства тревожности и релаксации этого чувства.
научно-исследовательского центра авитальной активности, кандидата медицинских наук Ю. Р. Вагина посвящена актуальной проблеме страха.
Ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним. Тем не менее, в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентированной беседы с ними. Преобладание в рисунках серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок.
Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий.
В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности. Следующий этап рисования - направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребёнок. Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения бандитов , заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.
Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их. Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. Родителям детей со страхами рекомендуется изменить свое отношение к ребенку:
С каждым годом, в следствие многих факторов бедность, воспитание в неполных семьях, экологическое неблагополучие в крупных городах и промышленных центрах, нагрузка в школе и т. Последствиями подобной ситуации могут стать: Наш сайт и социально-культурное движение просят всех кому не безразлична судьба детей внести свой непосильный вклад. Все полученные средства пойдут на профилактику нервно-психических заболеваний, лечение, помощь семьям, дети которых находятся в группе риска неполные, малоимущие.
В статье представлены различные подходы к определению феномена страха и анализа его источников. По проблемам страхов выделяют.
И человек всю свою жизнь мечется между двумя этими страхами. Являемся ли мы"фрейдистами" или нет себя, например, я не мог бы назвать фрейдистом , мы все живем в постфрейдовскую эпоху. Он задал тон для глобальных изменений в нашей культуре: Его концепция бессознательного бесконечно расширила представления каждого современного человека. Она не только породила психоанализ, но изменила наши взгляды на медицину, психологию и этику.
Ни одна общественная наука не обошлась без его влияния. Поэтому всем нам — не имеет значения, согласны мы с Фрейдом или нет, — важно познакомиться с развитием его представлений. Фрейд стоит в одном ряду с теми исследователями человеческой природы девятнадцатого века — сюда же можно отнести Кьеркегора, Ницше, Шопенгауэра, — которые снова обратили внимание на иррациональные, динамические,"бессознательные" аспекты личности 1. На эти стороны личности обращали слишком мало внимания, их в значительной степени подавляли, поскольку со времен Возрождения западное мышление ориентировалось на рационализм см.
Для формирования концептуальных представлений о сущности феномена страха и выбора соответствующих методологических подходов к его коррекции представляется необходимым знакомство с теоретическими аспектами данной проблемы. В рамках исследуемой проблемы необходимо определить понятийно-категориальный аппарат, на котором будет основываться дальнейшая логика изложения. Страхпринадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. В психологическом словаре, под редакцией А. Петровского, даётся следующее определение: Зинченко можно получить следующую информацию:
Однако не стоит все проблемы взрослых партнеров приписывать детским Прагматический подход к отношениям говорит о страхе потерять свою.
Введение к работе Актуальность темы исследования определяется целым рядом факторов. Во-первых, в современном обществе существование человека становится все более подверженным страху. Степень страха в общественном сознании становится столь высокой, что можно говорить о страхе как о неотъемлемой черте общества. Во-вторых, страх — это своего рода универсальный феномен, который пронизывает все аспекты бытия современной личности.
Страх присутствует и в общественно-политической, и в социально-экономической, и в культурной, и в индивидуально-личностной сферах жизни человека. Вопрос о том, должен ли присутствовать страх в реформировании социального общества, является одним из узловых и в нынешней политологии, и в практической социологии и в социально-философской науке. Иррациональные страхи, во многом становящиеся результатом целенаправленной пропаганды, сегодня являются элементом действительности. Глобальные изменения, происходящие в российском обществе, активизируют поведенческие конфликты, социальную деструкцию, которые выражаются в потере ценностных ориентиров и утрате уверенности у граждан страны.
Это указывает на то, что феномен страха присутствует в общественных процессах макроуровня. Важным представляется также и то, что культурно-воспитательные аспекты страха перед карой Божьей также являются актуальными в современном российском обществе. Страх смерти, присутствующий на индивидуально-личностном уровне, привлекает исследовательский интерес еще с древнейших времен существования философской мысли.
фобии и страхи составляют значительную часть жалоб пациентов с неврозами. Еще в г. Штекель высказал предположение о том, что в любых проявлениях повышенной тревожности присутствует проявление инстинкта смерти, который усиливается в результате подавления сексуального инстинкта или, в более широком смысле, инстинкта жизни [24]. Клиенты зачастую даже избегают говорить об этом своем центральном страхе, боятся обсуждать эту тему, как бы прячась от самих себя.
На наш взгляд убедительно обосновывает феномен страха Э.Фромм. Он видит главную проблему в психологической изолированности современного .
Эта активность далеко не всегда просто поток мыслей, обдумывание. Мышление активизируется, в частности, в поисках пути овладения стрессом, в поисках выхода из экстремальной ситуации. В частности, можно видеть два альтернативных полюса на шкале чувственной окраски мыслей при стрессе. С одной стороны этой шкалы — беспокойство, тревожность, страх, ужас а именно панический ужас ; с другой стороны — бесстрашие, смелость, отвага, безудержно смелое поведение.
Будто бы решимость, смелость — это результат сокрытия, подавления некоего первородного ужаса, ужаса смерти. Героизм — это, прежде всего, рефлекс ужаса смерти, пишет другой автор , Рассмотрим, как строится дискуссия о генезисе страха смерти. Ребенок, который имеет хороший материнский уход, разовьет в себе чувство общей безопасности и не будет подвержен болезненным страхам потери поддержки и уничтожения , Излишне напоминать, что такие тенденции в х — х гг. Вместе с тем, эти ученые полагают, что в случае неблагополучного детства имеет место не формирование тревожности, а возрастание, развитие имеющихся тенденций к проявлению врожденного страха перед таким уничтожением во всем диапазоне субъективно неприятных чувств: Этой же точки зрения придерживались и придерживаются многочисленные последователи З.
Фрейда - как психоаналитики, так и не принадлежащие к школе психоанализа.
Первым философом, высказавшим идею о том, что только знания ведут нас к обретению свободы от страхов, стал Эпикур. По крайней мере, он первый оставил об этом запись в анналах. Великий Платон выдвинул другую идею.
необходим дифференцированный подход к пониманию страха/тревоги Итак, проблема совладания со страхом смерти является для отечественной .
Тревога, в этой логике, выступает следствием генерализации, сам же страх, по сути, выступает как реакция избегания [9, с. В классическом психоанализе исходной причиной возникновения страхов считается первичная травма. Первоначальные страхи ребенка - страх темноты, страх одиночества - связаны с отсутствием матери; по З. Фрейду, в таких ситуациях воспроизводится родовая травма, то есть разлучение с матерью.
Адлера источником страха служит переживание собственной неполноценности, связанной с ожиданием угрозы со стороны внешнего мира, прежде всего формирующееся в семье на протяжении первых пяти лет жизни. Хорни, развивая идеи А.